Сайт находится в состоянии наполнения контентом. Приносим извинения за временные неудобства.

«Вам какую риторику завернуть?», или Выбор тренинга по ораторскому мастерству

Полная неразбериха - именно так я бы охарактеризовала ситуацию на рынке обучения риторике и публичным выступлениям. Однако мне повезло: с этим я столкнулась еще в 2001 году, когда мы создавали программу нашей СПИКЕР-Школы ораторского мастерства.

 

«Знаете, что есть две риторики?» - именно так огорошил меня ставший впоследствии моим коллегой риторик Игорь Сущенко. Я хорошо помню эту августовскую встречу в легендарной кафешке на Львовской площади, на углу, — столь сильно было мое удивление.

«Какая еще вторая риторика!? Риторика — это наука об ораторском мастерстве. Ораторское мастерство — это умение говорить четко и красиво, делать нужные жесты, принимать уверенные позы, выступая перед людьми...Что значит вторая?!»....

Теперь, спустя много лет, имея за плечами опыт создания первой в стране школы ораторского мастерства, разработке программ и подбор тренеров, могу утверждать: существует, минимум, 5 (!) подходов к обучению публичным выступлениям. Все зависит от того, какие аспекты развивает тот или иной тренинг (школа) и какие специалисты ее реализуют. Названия, конечно, условные...

1-й подход. «Риторики, неориторики»

Спасибо Платону, Демосфену, Сократу... - этот подход древних греков трактует ораторское мастерство как умения:

  1. выступать, излагая мысли убедительно,
  2. тактично спорить,
  3. остроумно шутить,
  4. осознанно планировать успех у публики за счет знания риторических приемов.

Да, именно здесь делаются акценты на том, лучше:

  1. подавать разного рода информацию,
  2. убеждать других,
  3. писать планы и тексты речей,
  4. аргументировать и контраргументировать...
  5. дебатировать.

Основы таких практических умения — в основах логики, философии, психологии...Умению «ЧТО говорить?» приверженцы данной школы уделяли и уделяет первостепенное значение (без умаления КАК говорить?). Те, кто ныне трактуют риторику как теорию и практику убеждающей (эффективной) коммуникации — это уже неориторика.

Нужны ли нашим современникам такие знания и умения? Уверена, что да. Попробуйте, к примеру, без тех же аргументов обойтись в бизнес-переговорах или на заседании суда. Эти умения подходят для любой коммуникации...

К сожалению, тренеров-риториков, которые глубоко владеют такими знаниями и практическими технологиями — крайне мало. Нам повезло на таких профессионалов, мы их нашли, потом и обучали сами.

2-й подход: «Психологи»

«У меня все в порядке, вот только жесты плохие! Поставьте мне жестикуляцию» - с этого часто начинается запрос, который, как правило, говорит о другом: не жесты «виноваты», а проблемы с уверенным поведением на публике. Не владение собой, несобранность, нервозность - провал иного лектора или презентатора гарантирован.

Практически все начинающие спикеры сталкиваются с психологическим дискомфортом. Гамма таких испугов (страхов, комплексов и фобий....) довольно широка. За 16 лет тренерской работы с явной патологией я сталкивалась раз 5, не более, когда фобия публичного общения была столь деструктивной, что требовалась индивидуальная психиатрическая (!) помощь. Длительная, под постоянным наблюдением...В группе такие «запущенные» вопросы не только не решаются, но и даже могут навредить.

Поэтому, когда тренинг по риторике ведет специалист с психологическим образованием, формирование ассертивного (а в плане риторики это обычно уверенного, психологически устойчивого и зрелого в публичном общении) поведения выходит на первый план. Менять ограничивающие установки и модели поведения — вот суть программ данного направления.

Нужно ли, с целью успеха у публики, всем подряд посещать тренинги ассертивного поведения? Конечно нет. Так как уверенности придаст любое эффективное (!!!) обучение приемам ораторского мастерства («Если я знаю как лучше, то и уверенней выступаю»). И, конечно, практика и еще раз практика: и руки перестают дрожать, и язык не будет заплетаться, и покраснение лица пройдет...Проверено неоднократно!

3-й подход. «Театралы»

Это самое популярное на рынке течение, многие бывшие и нынешние актеры, режиссеры, шоумены ведут свои тренинги именно в данном ключе: абсолютизация на аспекте «КАК говорить?». Злые языки утверждали, что именно римлянин Цицерон не был силен в логике, а умышленно «брал эмоциями» - выступал пафосно, ярко, вдохновленно. Так это или нет, но заниматься артикуляционной гимнастикой, отрабатывать скороговорки, усиливать голосоведение и развивать жестикуляцию — эти упражнения, в основном, составляют содержание тренингов «театралов».

Легко соориентироваться: если в резюме тренера вы видите, что он имеет соответствующее образование и опыт работы, значит вас ожидает именно такие «голосо-речевые» аспекты. Кстати, что такое та же «логика» у актера или режиссера? Непосвященные будут удивлены: это умение интонационно выделять нужные слова в произносимом предложении.

На мой взгляд, было бы точней назвать такие курсы «Техника декламации», «Техника речи (Сценическая речь) », «Артистизм». Ведь в театральных вузах не обучают умению составлять тексты речей, а красиво их воспроизводить. (Может поэтому история человечества, увы, не изобилует пока примерами известных актеров-ораторов?)

Важны ли современному спикеру хорошая артикуляция, четкая дикция, правильное дыхание и красивый голос — да, конечно! Это всегда выигрышно, ведь порой просто невыносимо слушать ораторов с писклявыми голосами или «одеревеневшими» руками (хотя последнее все же ближе к той же ассертивности).

Но в бизнесе «актерство хорошо до первого аргумента». Добавлю: при публичных выступлениях - до первого каверзного вопроса слушателей. Да, контент в наше время также имеет существенное значение)) — я видела многих людей с отменной дикцией и уверенной позой, которых слушаешь несколько минут, не более...

Есть еще один важный момент: обычно тот же голос нужно развивать индивидуально, подбирая рекомендации, а не в группе. Да и со скороговорками «дружить» постоянно. Тогда будет толк.

4-й подход. «Филологи»

Пожалуй, это направление самое академическое, знакомое еще со школьных времен: грамотная речь, богатство языка, знание литературных «украшений речи» - фигур и тропов. Немаловажным здесь является анализ литературных произведений с точки зрения формирования филологической культуры...

Соответственно, тренер по ораторскому мастерству, который является выпускником филфака, скорее всего, именно «филологии» будет уделять больше всего внимания. Кто ж не хочет искоренить у себя эффект сатирической Эллочки-людоедки, имеющей в запасе только 30 слов?

Слабая позиция здесь: текст для чтения и текст для произнесения — разные вещи! Вот почему те же филологи, журналисты, копирайтеры тоже идут обучаться ораторскому мастерству. Здесь также маловато технологий и практики публичных выступлений, обратной связи со слушателями.

5-й подход. «Речевые фокусники или НЛП-представители»

Сразу прошу прощения за условность и позиционирование названия данного направления — авторы и ведущие программ сами их так и подают.

Паттерны, модели мира, фреймы, рефрейминги... Все это и многое подобное используется представителями нейро-лингвистического направления для риторических целей...Полезно знать? Да, полезно, особенно в качестве диагностики и защиты, когда встречаешь такого «вооруженного», усилия и поведение которого направлено на манипулирование тобой :). А вот как это действует в отношении аудитории слушателей — тут все неоднозначно, можно просчитаться. В аудитории сидят обычно совсем разные люди, в том числе те, которые сразу распознают ваши «фокусы».

Будем объективны, многие НЛП-приемы (например, метод Сократа или метод аналогии) были рождены еще в древние времена. Наши современники обернули все в новую упаковку и назвали по-другому....

*****

Итак,вы убедились, что есть разные подходы - разные инструменты - разные риторические задачи? Выбирайте соответствующий своим целям! Однако: вы можете думать, что у вас «проблема» в одном, а профессионалы увидят совсем иные причины...

И самое главное!

Мне точно повезло: я — математик. Совместно с коллегами мы просто вычислили формулу успеха в подготовке ораторов: взяли и объединили все в одну программу.

Наша СПИКЕР-Школа ораторского мастерства (открытый формат) всегда (!) была именно школой, так как ее ведет ВСЕГДА КОМАНДА тренеров — представителей разных походов. И риторик, и психолог, и актер-режиссер, и тренер по эффективной коммуникации...

Потому наша СПИКЕР-Школа (4 тренера, 52 часа) проводится 16-й год подряд, имея свыше 15-ти тыс.выпускников только этой Школы (всего - более 26 тыс. людей обучались у нас). А корпоративным и индивидуальным заказчикам подбирается «свой» тренер. Опыт и выверенные технологии обучения гарантирует КАЧЕСТВО подготовки спикеров! Ждем вас! :)

message header