Киев, ул.Щекавицкая, 9А
(044)247-06-68   (063)247-06-68   (067)442-74-72   (050)528-98-87

Гнев шефа

Опубликовано в газете «Бизнес», 2013 год

Кричать можно и нужно:)), иногда полезно и для себя, и для дела. И подчиненные, и руководители — реальные люди, со своими эмоциями, настроениями, темпераментом и пр. Заслужить у подчиненных кличку «чурбан бесчувственный» — не лучший вариант, таких многие не уважают. Главное: научиться руководителю управлять своим гневом.

Когда это бывает? Как правило, когда починенный постоянно, систематически нарушает предписанные правила, стандарты, договоренности. Такая начальственная «профилактика гневом» может положительно повлиять на некоторых (только некоторых!) сотрудников.

Кричат обычно не на всех, а не тех, кто стерпит и промолчит в ответ. Слабохарактерных, слабовольных…Отличительная особенность: чем меньше квалификация у подчиненного, чем больше у него шансов «нарваться» на крик или на хамство руководителя.

Не люблю обобщать, но все же есть стереотипное поведение, традиции…Есть компании и даже целый сферы производства, где крик и гнев руководителя — увы, устоявшаяся норма общения. Иной раз можно сколько угодно доброжелательно аргументировать строителям или типографским рабочим (сама проверила не раз!) переделать халтурно сделанную работу, но все будет по-старому пока они не услышать от тебя «мощные нотки в голосе».:)) Потом сразу начинают реагировать…

Еще крик — это один из популярных:)) манипулятивных приемов, особенно среди шефов с отечественным менталитетом: Слыть злым начальником иногда выгодно. Такому быстрей уступают. Накричал на подчиненного, гляди, а тот вряд ли теперь откажет своему руководству от того, чтобы сегодня поработать сверхурочно…

Научиться управлять свои негативом несложно. Это тренируется, при желании. Есть 3 важных момента. Помнить, что:

  1. Обиженный подчиненный не воспримет полноценно информацию, пока его эмоции не станут хотя бы нейтральными. .Т.е. руководителю просто не выгодно кричать!
  2. Есть закон, который я условно называю «эффектом куклы-неваляшки». Такую куклу, играючи с ней, сначала выводят из состояния равновесия, а потом она постепенно восстанавливает свое вертикальное положение….Так и человек в состоянии гнева: сначала превалируют эмоции (неустойчивое эмоциональное положение, тем более негатив), а лишь со временем, когда точка опоры восстановится, «включается ум» (находится оптимальный вариант ответа на ситуацию). Т.о. любому человеку в гневе нужно взять паузу, прежде чем что-либо отвечать. А тем более шефу.
  3. Универсальное практический совет здесь (из конфликтологии), говорить в первые минуты а) только от своего имени «мне кажется, что…», «меня смущает, что…» вместо «вы не правы…», «ты не так делаешь…» и б) прояснять ситуацию с помощью вопросов и активного слушания, а не давать дальнейшие директивные установки…

Вот почему я однозначно не рекомендую сразу. выяснять отношения, выговариваться (см. пример с Dell, описанный выше). Можно такого наговорить друг другу в пылу страсти! Нужно любым способом взять паузу, чтобы улеглись эмоции и начал работать интеллект. Я, к примеру, знаю 2 реальных случая, когда люди расстались и очень потом сожалели об этом. В первом случае — учредитель «в сердцах» сделал замечание топ-менеджеру, во втором , аналогично, директор «не так» пожурил своего главбуха… Все стороны не могли вовремя остановится, выясняли отношения пока не разругались окончательно, наговорив друг другу таких слов, что работать совместно было бы уже невозможно…

Конечно, у руководителей бывает и просто искренний, естественный, плохо контролируемый выброс отрицательных эмоций. Лакмусовая бумажка здесь: негатив не должен «бить по личности», унижать подчиненного…

Если шеф чувствует, что сорвался, просто быстро извиниться и перевести разговор на иные темы. Чтобы не сильно акцентировать внимание на своей оплошности…Я лично без проблем извиняюсь, не считаю признание своей вины потерей авторитета.

Однако, несдержанность начальника может положительно воспринята подчиненным, когда дело касается работы, особенно оперативной, стрессовой…Подвели поставщики, не оплатили вовремя должники, таможня задержала груз….Починенные видят, что шеф ругается, солидарен с их трудностями, переживает, нервничает. Значит, свой в доску…(Прием «мы с тобой братья…». — тоже может быть манипулятивным:))).

В целом, шефу полезно проанализировать свои модели поведения на предмет: а в каких ситуациях «Юпитер, ты сердишься»? На заигрался ли ты в какой-либо роли? Для того, чтобы: а) минимизировать возникновение таких неприятных эпизодов, б). рано или поздно могут найтись коллеги, которые специально будут управлять гневом шефа, решая свои корыстные задачи…

natalia-loziychuk-large
Наталия Лозийчук
Директор, бизнес-тренер. Ораторское и переговорное мастерство, эффективная коммуникация, жесткие переговоры, антиманипуляция, стрессоустойчивость