Киев, ул.Щекавицкая, 9А
(044)247-06-68   (063)247-06-68   (067)442-74-72   (050)528-98-87

Идя на совещание, вспомните о Цицероне

Опубликовано в журнал «СПИКЕР», 2003 год

Известный государственный деятель и великий оратор Марк Туллий Цицерон (106 — 43 гг. до н.э.) обладал удивительной способностью – произносить по памяти длинные речи. Тексты его выступлений изобиловали множеством фактов, цифр, цитат и т.п., но Цицерон выступал, не пользуясь никакими записями. До наших дней дошли сведения, что выступая в сенате, Цицерон использовал простой, но действенный прием запоминания, который ныне так и называется – метод Цицерона.

Суть его заключается в следующем. При подготовке к выступлению Цицерон ключевые слова, тезисы своих речей мысленно привязывал к обстановке хорошо знакомого ему помещения. Так, опорные пункты текстов своих блестящих многочасовых выступлений в сенате Цицерон заранее «навешивал» на великолепную лепку потолка здания сената. Впоследствии, произнося речь, оратор, глядя на те или иные лепные фигуры в заранее им определенном порядке, легко воспроизводил текст своей речи.

Для запоминания информации и последующего ее воспроизведения по методу Цицерона необходимо:

  • выбрать (представить) хорошо знакомую комнату
  • мысленно закрепить в определенном порядке те или иные единицы
    информации к отдельным предметам этой комнаты, которые находятся в ней постоянно на одном и том же месте
  • при произнесении текста, вспоминая расположение предметов, нетрудно вспомнить и порядок единиц информации.

Представим, что вам необходимо произнести речь на деловом совещании и желательно «без бумажки». В подготовленном, продуманном (!!!) вами тексте (план или тезисы) речи необходимо выделить последовательность ключевых, опорных для вас слов, вспоминая которые, вы сразу же вспомните и главную мысль определенного тезиса, пункта плана.

Пусть, например, ключевыми словами вашего текста будут следующие слова:

время — реклама — лекция — календарь — дисплей — шеф — бюджет — новый год — успех

При построении такой цепочки необходимо учитывать, что слово в связке должно занимать строго определенное место. Естественно, что третий абзац с ключевым словом «лекция» в вашем докладе не должен прозвучать раньше, чем не менее важная для вас мысль с ключевым словом «проект», а закончить доклад вы намереваетесь именно с помощью ключевого слова «успех» и никак иначе!

Следующим этапом является выбор места, к которому вы будете «привязывать» данную цепочку слов. Это может быть ваш рабочий кабинет, спальня, гостиная, — любое помещение, которое вы хорошо знаете. Для запоминания списка слов важно сразу выбрать направление, по которому вы будете привязывать слова. Например, мысленно заходя в спальню, вы выбираете последовательность предметов, расположенных в вашей комнате слева направо:

шкаф — тумбочка — бра — кровать — шкаф — фикус…-

и составляете связку слов:

шкаф — время, тумбочка — реклама, бра — лекция и т.п.

Впоследствии достаточно будет только вспомнить предметы обстановки вашей спальни, чтобы воспроизвести последовательно всю цепочку.

alla-subbotina-large
Алла Субботина
Тренер, методист. Развитие памяти (эйдетика), внимания, мышления.