fbpx

Однако поскольку мы все-таки общаемся с помощью слов, в убеждении важен также и филологический контекст. Подбирая речевых средства, можно основательно усилить убеждающее воздействие за счет эмоционального «окрашивания» нашей речи. В филологии есть раздел, который так и называется «украшения речи».

Так, чтобы вызвать положительные эмоции слушателя относительно какой-то идеи, можно осознанно использовать ряд «позитивных» прилагательных, ее характеризующих — «современная», «перспективная», «актуальная», «инновационная». Или, наоборот, доказывая несостоятельность какого-то предложения оппонента, можно усилить убеждающее воздействие за счет иных, «негативных» прилагательных: «нереальное», «сомнительное», «непроработанное» и т.п..

Иной пример: каждый из нас без труда увидит разницу в словах «собрание» и «сборище» (коллектива), «корпоративные игры» и «корпоративные игрища». Ясно, что первый вариант — более нейтральный, второй — явно негативный, и в зависимости от наших целей, можно использовать разные варианты словесных конструкций.

Убеждающая коммуникация

Для повседневного общения следует также руководствоваться правилами и рекомендациями, которые повышают эффективность общения в целом.

Прежде всего это тактичность по отношению к собеседникам. Вряд ли будет убедительным выглядеть тот, кто постоянно говорит сам, не предоставляя слова другому. Или тот, кто перебивает партнеров, критикует их личные качества, дает свою оценку их словам или действиям.

Качеству убеждения препятствуют также манипулятивные речевые приемы, среди которых самый распространенный — это неуместное использование таких обобщающих слов как «никогда», «все», «всегда» и т.п.. Есть риск, что оппоненты возразят: «Точно никогда?» или «Все до одного?».

Техника речи и убедительность

Есть один немаловажный фактор, который однозначно влияет на способность человека убеждать других. Его можно условно назвать «речевым имиджем». Невнятная, монотонная, торопливая речь может погубить даже самые лучшие мысли и слова говорящего.

Людям должно быть комфортно слушать того, кто хочет результативно с ними общаться.

Здесь важна хорошая дикция, которая предполагает четкое и ясное произношение, чистоту и безукоризненность каждого звука, слов и фраз в целом. Следует обратить внимание на наличие слов-паразитов в речи; иногда самые нейтральные слова могут стать таковыми, если они будут часто повторяться. Ведь малый словарный запас точно не способствует убеждению других. Мешает этому и неправильно выговариваемые слова, произнесенное с неверными ударениями.

Несовершенство техники речи можно устранить, работая над собой. Дыхание, дикция, голос — все это и многое другое можно развить для того, чтобы речь стала действенным фактором убедительности и успешности в общении.

(фрагмент статьи из журнала «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»)