Киев, ул.Щекавицкая, 9А
(044)247-06-68   (063)247-06-68   (067)442-74-72   (050)528-98-87

Как готовят современных Цицеронов

Опубликовано в журнале «Я-ПЕРШИЙ», 2010 год

Предмет «риторика» переживает сегодня новые времена. Обучение ораторскому мастерству становится все более популярным. Говорить «заново» учатся все – от школьников до депутатов Верховной Рады. Только писать конспекты, сидя за партами, «ученикам» не приходится. Да бубнить «Карл у Клары украл кораллы…», набрав камешков в рот, тоже не нужно. Потому что готовят мастеров слова по-новому, используя тренинговую систему обучения.

Риторическая мода среди политиков

Говорит Наталия Лозийчук, директор тренинг-центра «СПИКЕР»:

«Мы, признаюсь, не ожидали такого спроса на обучение ораторскому мастерству, особенно за последние 2-3 года, хотя и проводим тренинги по седьмой год.

Политические события последних лет явно «подхлестнули» интерес к этой теме. «Пальму первенства» здесь активно держат политики. Еще во времена Майдана, когда страсти на улицах кипели нешуточные, у нас был настоящий бум: многие из политиков хотели совершенствовать умение выступать публично. «Хочу говорить так, чтобы убеждать тысячи людей», «видите, как с помощью речей можно завоевывать сердца миллионов», «посмотрите на оратора – через пару минут уже сразу становится ясно, каков он сам, а я хочу выглядеть достойно» — так многие поясняли свое решение совершенствовать умение выступать перед публикой.

Более того, четко наметилась устойчивая тенденция: за 2-3 месяца до и сразу после очередных выборов политики активно становятся учениками, совершенствуя ораторское мастерство. Многие из депутатов – «новичков», понимает, что попав в парламент или в местных органы власти, они становятся публичными людьми, а умение убеждать других является одной из главных компетенций успешного политика.

В противовес бытующему мнению, что исключительно все за политиков делают политтехнологи, все чаще и чаще происходит иначе: «политические» ораторы понимают значимость своей собственной, «индивидуальной» работы. Например, выстраивать аргументацию своих ответов, парировать реплики «сложной» аудитории, запоминать тексты речей, четко произносить трудно выговариваемые фразы – все это приходится самому оратору. В поездках, на митингах или в телестудиях, на дебатах, не всегда же можно рассчитывать на поддержку «суфлера» в виде специального оборудования с подсказкой текста или на «звонок другу» — политэксперту. Убедительно, уверенно, а главное, результативно говорить, порой, часами, нужно самому!

Поэтому многие, даже некоторые именитые «ученики», занимаются риторикой усердно и «без погон». Добросовестно отрабатывают, например, артикуляционную гимнастику (тренинг по технике речи), запоминают последовательно, строго в определенном порядке (!) минимум по 50-60 слов сразу (тренинг по эйдетике), генерируют по 20-30 аргументов по казалось бы, на первый взгляд, абсолютно проигрышной теме (тренинг по дебатам).

Мне лично очень нравится следующая «мода» среди нашего политического «бомонда». Если еще несколько лет назад, обучая представителей тех или иных партий, многие говорили «хочу говорить как Маргарет Тэтчер» или «как Путин». Теперь же, в качестве образца ораторского мастерства почти все приводят примеры, наших, отечественных ораторов – Юлии Тимошенко, Владимира Литвина, Леонида Кравчука. Многие отмечают значительный «риторический» прогресс у целого ряда представителей национальной политической элиты. Все чаще и чаще в этой связи упоминается имя Виктора Януковича. Следовательно, «риторическая культура» растет в родном отечестве. Правда, не такими темпами, как хотелось бы. Но выход есть. Пример такой «надежды» демонстрирует бизнес-сообщество.

Раз платят деньги – значит работает

«Риторический вопрос» активно поддерживают и бизнесмены. И первые лица известных компаний, и совсем начинающие молодые менеджеры охотно «выстраиваются в очередь», чтобы пройти тренинг по риторике, переговорам, дебатам. Страховые агенты и PR-специалисты, представители туристических компаний и менеджеры по рекламе, маркетологи и IT – специалисты – всем приходится убеждать потенциальных клиентов и вести переговоры с деловыми партнерами, выступать на пресс-конферинциях, проводить презентации, давать интервью. Кто-то из менеджеров компаний не совсем уверенно чувствует себя, выступая перед аудиторией, кто-то — хочет поднять процент продаж за счет эффектной презентации, а кого-то один вид телекамеры или микрофона уже вводит «в ступор».

Жаль, а ведь у многих бизнесменов просто отсутствует практика выполнения подобной работы. Да и умению публично излагать свои мысли мало уделяют внимание в школах и в вузах, где акцент сделан на освоение профессиональных знаний, а не на отработку практических речевых умений. По риторике, например, часто оценку ставят за написание реферата, а вот многие ли из учащихся выступают с докладами?

Помню, несколько лет назад к нам, на тренинг по переговорам, пришел менеджер по продажам металлопластиковых окон. Наверное, об окнах он знал очень много. Однако на мою просьбу «просто рассказать» об окнах, которые изготавливает компания, он сказал ровно 4 предложения! И это — лидер продаж среди коллег (по отзывам представителя дирекции по персоналу). Через 15 минут тренинга он «выдан на гора» уже 24 темы (!), посвященной «своим» окнам. Каждую из тем он мог развивать, по его словам, «до бесконечности». Оказалось, что на работе данный менеджер годами только отвечал на вопросы, а, построить связную речь — было проблематично. В этом и заключается эффективность тренинга, когда каждый из обучающихся, освоив тот или иной риторический прием на занятиях, легко может его использовать впоследствии в любой ситуации как публичного, так и частного общения.

Жизнь диктует «свои упражнения»

Да что там обучение взрослых! Современные технологии обучения позволяют достичь хороших результатов относительно быстро даже у детей. Конечно, при усердной работе.

Подростки — самая почетная для нас аудитория учеников. Кто пробовал обучать детей после окончания уроков или на каникулах меня сразу поймет. Если взрослый хорошо мотивирован и понимает зачем и что ему необходимо совершенствовать, то у ребенка нужно еще развить интерес к учебе, увлечь. Поэтому занятия для школьников специально насыщены многочисленными ролевыми играми. Дети участвуют в «настоящих»: судах, в заседаниях мэрии, в экстремально-деловых рабочих совещаниях, в мировых симпозиумах, на ток-шоу и в социально-общественных дебатах.

Практика и азарт, подкрепленный профессионализмом 4-х тренеров, дают хорошие результаты обучения. Например, даже дети на выпускном занятии в школе ораторского мастерства для подростков, придумывают и достойно аргументируют (до двух десятков позиций «за») в пользу таких шутливых тезисов как «Зависть — лучшая черта человека» или «Руки перед едой мыть вредно». Попробуйте и вы это сделать, сколько у вас выйдет?

natalia-loziychuk-large
Наталия Лозийчук
Директор, бизнес-тренер. Ораторское и переговорное мастерство, эффективная коммуникация, жесткие переговоры, антиманипуляция, стрессоустойчивость