Киев, ул.Щекавицкая, 9А
(044)247-06-68   (063)247-06-68   (067)442-74-72   (050)528-98-87

Торговля: перспектива за обучением менеджеров!

Опубликовано в журнале «Управление персоналом», 2009 год

Этот магазин известной сети супермаркетов я посещаю более десяти лет. Мне как покупателю очень удобно: супермаркет находится рядом с моим домом, работает круглосуточно, имеет внушительный ассортимент товаров. Однако есть одно обстоятельство, которое меня, как бывшего HR-директора и нынешнего бизнес-тренера, очень смущает. Я с большим трудом могу припомнить, когда кассиры данного магазина мне или другим покупателям говорили «Спасибо за покупку!» Девушки на кассе приятны в общении… Но! Обычно фразы «Добрый день!» и «Спасибо» я произношу первой.

Колоссальные нагрузки падают на плечи HR-ра: поиск и прием, мотивация и обучение, планирование и контроль работы, построение команды и пропаганда корпоративной культуры… Кроме того, в торговле прием, перемещение и, увы, увольнение тех, кто непосредственно общается с покупателями, происходит практически постоянно, а качество соискателей чаще всего оставляет желать лучшего. Добавим, что количество работников нередко составляет несколько десятков тысяч, число торговых точек исчисляется сотнями и разбросаны они по всей стране. Сколько же сил, времени и средств требуется HR-ру, чтобы торговый персонал трудился на должном уровне, соблюдал требуемые стандарты работы!

Да, есть утвержденные требования, проводится соответствующее обучение. «Делай так» — предписано каждому, кто общается с клиентами. Ан нет, в противовес здравому смыслу в реальности часто бывает иначе: инструкции постоянно нарушают. Но HR не всесилен, он не может влиять на все аспекты поведения персонала. Тем более сейчас, когда статьи бюджета на мотивацию и стимулирование урезаны. Что делать?
На наш взгляд, полезной будет иная тактика в плане адаптации, контроля и развития необходимых навыков у персонала. Если «низы» не могут, давайте обратимся к тем, кто «повыше», проводя с ними целенаправленную работу. То есть самую важную роль отведем здесь менеджеру, непосредственному руководителю работника.

Как известно, знать и выполнять — не одно и то же. Чтобы выработать и основательно закрепить у персонала нужный для дела навык, требуется время, желание изменить свое традиционное поведение, стимулирование и контроль за динамикой таких перемен. Именно управленец должен уметь помочь своему подопечному; знать, когда это сделать и в какой именно форме. Хороший менеджер лучше понимает обстановку, особенности своих подчиненных, а главное, хорошо понимает необходимость выполнения инструкций «низами» в силу того, что бизнес-мышление у него совершенней.

Поэтому выгодней и перспективней для компании строить и лелеять систему корпоративного наставничества, инвестируя в обучение и развитие менеджеров. Внутрикорпоративные тренинги, дистанционное обучение, коуч-сессии — спектр форм подготовки таких высококвалифицированных наставников достаточно широк, и не обязательно затратен по цене.

Менеджеров следует обучать технологиям управленческой деятельности: методам руководства, построения команд, постановки цели, делегирования полномочий. Обязательным элементом такой подготовки является развитие навыков результативного общения, особенно в конфликтных ситуациях. Кстати, наш тренинг-центр уже два года участвует в уникальном проекте комплексной подготовки управленцев, где обучение оптимальному набору управленческих инструментов проводится сразу пятью (!) консалтинговыми компаниями. Это позволяет гарантировать качество подготовки менеджеров при относительно доступной обучения цене.

В итоге, имея на местах команду высококвалифицированных управленцев, способных оперативно решать разнообразные бизнес-задачи, HR освобождает силы и ресурсы для решения более важных для компании стратегических задач развития.

natalia-loziychuk-large
Наталия Лозийчук
Директор, бизнес-тренер. Ораторское и переговорное мастерство, эффективная коммуникация, жесткие переговоры, антиманипуляция, стрессоустойчивость