Приречені на мовчання?

Недавно в одной из столичных школ было проведено анкетирование учащихся средних классов по поводу развития их социальной активности. Каково же было удивление педагогов и психологов, когда оказалось, что самым близким (!) другом для большинства анкетируемых школьников оказался… компьютер (или его аналоги). Не друзья, не братья или сестры, не мама или папа, не книга или щенок, а «интеллектуальный симбиоз» пластмассы, стекла, металла…

Отрадно, конечно, что подрастающее поколение на «ты» с современным девайсами.. Без умения работать с ними сегодня трудно обойтись всем. Но почему именно компьютер все чаще становится ЛУЧШИМ ДРУГОМ и собеседником подрастающего поколения?

Может потому, что такие электронным устройства становятся чуть ли не единственным доступным средством общения для подростка? Купили родители своему чаду «электронного приятеля» и можно взрослым спокойно заниматься своими многочисленными делами. Ребенок-то «при деле»!

А совместное обсуждение школьных проблем, неторопливые беседы «отцов и детей» и задушевные посиделки на кухне? Они нередко сведены к минимуму. Большие нагрузки в школе, почти обязательное участие во многочисленных секциях, кружках и курсах – скорее не ради интересов и увлечений ребенка, а ради его успешного трудоустройства и карьерного роста – практически лишили многих современных детей реального общения со сверстниками, заменив его лишь виртуальным.

Спросите у любого подростка (мы интересовались), в какие игры он играет во дворе своего дома. Если вообще выходят во двор. Вариантов ответов немного: чаще всего это футбол и ….карты!

Если у кого-то из читателей закрадется мысль о том, что автор данного поста является противником «компьютеризации всей страны», поспешу сообщить: имея университетское образование по специальности «кибернетика», опыт работы по данной специальности и степень кандидата технических наук, однозначно приветствую широкое внедрение IT-технологий в разные сферы нашей жизни. Пожалуй именно принадлежность к технарям, позволили мне острей увидеть перекосы, связанные с отсутствием, как говорят специалисты, коммуникативной компетентности у представителей многих профессий. А впоследствии и заняться данным вопросом основательно…

Многие педагоги понимают важность данной проблемы. Однако требовать от школьных учителей хороших результатов по развитию речевой культуры и навыков общения у их учеников можно. Но вот реально ли это? Униженные низкими зарплатами и загруженные большими объемами работ по усвоению часто меняющихся учебных программ учителя закономерно не спешат взваливать на свои плечи еще и «коммуникативные заботы».

Следующая ступенька – вуз

Наметившуюся тенденцию продолжает высшая школа. Поступление в вуз и обретение заветного диплома непременно связано ныне с внешним независимым тестированием знаний абитуриентов. Доводы относительно объективности такой оценки качества образования (по сравнению со сдачей вступительных экзаменов) звучат достаточно убедительно. Но, с другой стороны, зачем годами учиться грамотно и аргументированно изъясняться, если необходимо только ввести некоторые данные в готовые тестовые формы? А затем, став студентом, зачем стараться логично формулировать мысль, убедительно доказывать свою точку зрения и пр., если для оценки знаний нужно просто нажимать нужные кнопки на клавиатуре?

Обратите внимание, ректоры самых престижных вузов страны закономерно гордятся тем, что у их университета или института есть солидный компьютерный центр! Вот так, учись, студент, конспектируй и запоминай чужие идеи и мысли и, в конце концов, получай диплом, практически не раскрывая рта.

Уверена, что каждый, кто учился в институте, может привести пример, когда лекции хорошо знающего свой предмет преподавателя превращались в кошмар для студентов. Невнятная речь, сумбурное изложение, невозможность что-либо сказать без конспекта… Знаешь – следовательно, можешь учить других, вот и становись за кафедру – нередко, к сожалению, принцип подбора профессиональных кадров в вузах именно таков.

Вспомните, о ком из своих преподавателей студенческих лет мы с удовольствием вспоминаем до сих пор? Скорее всего, о тех, кто четко и доступно излагал учебный материал, мог непринужденно и одновременно уважительно общаться с аудиторией, уместно шутить… Хорошо развитые ораторские навыки всегда вызывали и, конечно, будут еще не раз вызывать восхищение любой студенческой братии. Это – необходимые составляющие профессионального подхода к преподаванию. Аналогично и для представителей других профессий – ораторские и презентационные навыки являются важной составляющей карьерного успеха.

К сожалению, даже юристам, для которых судебная риторика, логика или эристика (техника спора) — крайне необходимые для дальнейшей работы учебные дисциплины, – все реже преподаются в усеченном варианте. Объем учебных учебных часов по риторике занимает, чаще всего, только один семестр. Обучение происходит в виде лекции (!), зачет выставляется после того, как студент сдал (только написал, но ни разу не выступил с речью!) реферат.

Остро вопрос стоит и с преподавателями. Похоже, что методом случайного поиска привлекают филологов, философов, режиссеров, практикующих юристов -очевидно, всех, которые имеют хоть какое-то отношение к ораторскому мастерству и практике публичных выступлений. А как иначе, если преподавателей риторики не хватает? На моей памяти в одном из самых известных и успешных вузов страны риторику преподавал … оператор по свету!

Каких результатов можно ждать от подобного обучения? Стоит ли потом удивляться, к примеру, что на судебном заседании новоиспеченные адвокат или прокурор двух слов связать не может, а его руки и голос выдают только одно: «Когда эта пытка закончится!?»

Данную проблему хорошо понимают руководители некоторых вузов, перенимая пример ведущих западных университетов и школ, где развитию речевой коммуникации студентов уделяется, по мере возможности, внимание. Участие в диспутах, дебатах, публичных защитах проектов является здесь непременным условием получения качественного образования. Но много ли таких случаев и насколько востребован в вузах страны такой передовой опыт?

А позднее….Карьера и бизнес?

Приведу только некоторые фразы – выдержки из анкет взрослых, которые приходят на курсы ораторского и переговорного мастерства. Здесь боль и отчаяние уже состоявшихся, образованных людей – учительницы и менеджера, рекламного агента и журналистки, гида-переводчика и врача, фармацевта и директора предприятия…

  • «Я знаю, что прав на все 100, но не могу это доказать шефу!»

  • «Часто веду деловые переговоры, но чувствую, что мои возможности ограниченны, а со мной ведут жесткие переговоры».

  • «Я могу говорить часами. А вот когда нужно все сказать за пару минут, теряюсь».

  • «Меня многие не понимают, хотя у меня 2 высших образования».

  • «Мне трудно отстоять свое мнение, мне сразу затыкают рот»

  • «В прошлый раз, когда мне предстояло выступать на собрании, я взяла отгул. Боюсь, скоро все заметят, что я совсем плохо выступаю. А ведь это входит в круг моих обязанностей! Хоть увольняйся. Но я люблю свою работу…»

  • «Завидую коммуникабельным людям. А для меня заговорить с незнакомым человеком – проблема!»

Оказалось, что многим знакомы подобные ситуации.

Удается ли легко получить работу при собеседовании, результативно провести бизнес-презентацию перед заказчиками, быстро убедить партнера отсрочить платеж или дать скидку? А эффектно произнести тост на корпоративной вечеринке?

Найти общий язык с учителем вашего ребенка, который недоволен его поведением?..

Скольких конфликтов мы смогли бы избежать, скольких проблем не возникло бы вообще, если бы и юрист, и политик, и менеджер, и бухгалтер, и продавец…мог услышать другого и высказать свою мысль так, чтобы она была правильно воспринята! А для любого руководителя убедительная речь вообще необходимый атрибут его лидерства. Прав классик, утверждающий, что умение общаться в самом широком значении этого слова есть умение жить.

Так может будем учить этому наших детей с малых лет? Может, будем учиться этому и сами?

(c) фрагмент статьи Наталии Лозийчук, журнал Я-ПЕРШИЙ